Внимание!

Руководство по эксплуатации Отопителя воздушного ПРАМОТРОНИК-4Д-24 предоставлено в сокращенном варианте. Полную версию  вы получаете в комплекте с отопителем при покупке.  

 

Отопитель воздушный 

ПРАМОТРОНИК-4Д-24 

Руководство по эксплуатации 

Содержание

 

1 Введение

2 Технические характеристики отопителя

3 Требования безопасности и предупреждения

4 Устройство и работа отопителя

5 Требования к монтажу элементов и узлов отопителя

6 Проверка отопителя после монтажа

7 Рекомендации

8 Возможные неисправности, их причины и методы их устранения

9 Комплект поставки

10 Транспортировка и хранение

11 Гарантийные обязательства  

 1 Введение

Настоящее «Руководство по эксплуатации» (РЭ) предназначено для изуче­ния устройства, работы, монтажа и правильной эксплуатации отопителя воздуш­ного ПРАМОТРОНИК -4Д-24 (далее по тексту - отопитель)

    Отопитель предназначен для регулируемого обогрева кабины (салона) автомо­биля, автотранспортных средств (АТС) небольшого объема при температу­рах окружающего воздуха до  минус 450С, он также может использоваться как вентилятор. Исправная работа отопителя и длительный срок его эксплуатации мо­гут быть обеспечены только при соблюдении всех правил и рекомендаций, изло­женных в данном руководстве.

         В руководстве могут быть не отражены незначительные конструктивные изме­нения, внесенные предприятием-изготовителем после подписания к печати данного РЭ.

2 Технические характеристики отопителя 

Основные технические характеристики  приведены в таблице 1. Характери­стики даны для температуры окружающего воздуха +200С и номинальном напря­жении. Допускается отклонение характеристик ±10%

Таблица 1

Наименование параметров

ПРАМОТРОНИК-4Д-24

Номинальное напряжение питания, В

24

Вид топлива

Дизельное топливо по ГОСТ 305

Теплопроизводительность на режимах:

max,кВт

min,кВт

                                                                               

4

1,5

Потребляемая мощность, Вт:

При запуске (не более)

max

min

 

100

40

18

Расход топлива на режимах:

max,л/час

min,л/час

 

0,50

0,19

Количество нагреваемого воздуха:

max,м3/час

min,м3

 

140

60

Разность температур воздуха на выходе и входе ∆t max,0С  (не более)

 

90

Температура выхлопных газов,0С (не более)

400

Режим запуска и остановки

Ручной

Поддержание заданной температуры в салоне

Автоматическое

Масса (комплекта), кг  (не более)

8

3 Требования безопасности и предупреждения  

         3.1 Монтаж отопителя и его ремонт должен производиться специализирован­ными организациями.

         3.2 Питание отопителя электроэнергией осуществляется по 2х проводной схеме от аккумуляторной батареи независимо от массы автомобиля.

         3.3 Запрещается подключение отопителя к электрической цепи автомобиля на котором отсутствует аккумуляторная батарея.

         3.4 При монтаже и демонтаже отопителя должны соблюдаться меры безопас­ности, предусмотренные правилами проведения работ с электрической се­тью и топливной системой автомобиля.

         3.5 При проведении электросварочных работ на автомобиле или ремонтных работ на отопителе необходимо отключить его от аккумуляторной батареи.

         3.6 Запрещается прокладывать топливопровод внутри салона, кабины автомо­биля или АТС.

         3.7 Отопитель разрешается применять только для целей, указанных в настоя­щем руководстве по эксплуатации

         3.8 АТС и автомобиль, оборудованный отопителем, должен иметь огнетуши­тель.

         3.9 Запрещается применять отопитель в местах где могут образовываться и скапливаться легковоспламеняемые пары, газы или большое количество пыли.

         3.10 Запрещается устанавливать отопитель без искрогасителя на автомобили перевозящие взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости.

         3.11 Запрещается пользоваться отопителем при стоянке автомобиля (АТС) в закрытых помещениях (гараже, мастерских и т.п.) во избежании отравления вы­хлопными газами.

         3.12 При заправке автомобиля топливом отопитель должен быть выключен.

         3.13 Во избежании коробления пластмассовых деталей, запрещается разъеди­нять разъемы, отключать от электропитания отопитель до окончания цикла продувки.

         3.14 После выключения отопителя повторное включение должно быть не ра­нее чем через 5÷10 секунд.

         3.15 При появлении неисправностей в работе отопителя необходимо обра­щаться в специализированные ремонтные организации, уполномоченные

заводом-изготовителем.

         3.16 При несоблюдении вышеперечисленных требований потребитель лиша­ется прав на гарантийное обслуживание отопителя. 

4 Устройство и работа отопителя 

        Отопитель работает независимо от автомобильного двигателя.

Питание электроэнергией осуществляется от аккумуляторной батареи автотранс­портного средства. Топливная система отопителя подключается к топливной 

системе автомобиля или отопитель подключается к индивидуальному топливному баку  

 Отопитель является автономным нагревательным устройством и состоит из следующих основных узлов:

-    нагреватель;

-    топливный насос для подачи топлива в камеру сгорания;

-    пульт управления;

-    жгуты проводов для соединения элементов отопителя и АКБ автомобиля.

     Источником тепла являются газы, полученные от сгорания топливной смеси в камере сгорания. Горячие газы, двигаясь внутри теплообменника, нагревают его, а наружная  поверхность теплообменника принудительно обдувается воздухом из

салона автомобиля. Воздух, проходя между ребрами теплообменника, нагревается и поступает в салон автомобиля или в помещение АТС. 

      Управление отопителем осуществляется пультом управления совместно с бло­ком управления.

       Пульт управления располагается на приборной панели транспортного сред­ства. На лицевой панели пульта выведена ручка  потенциометра для зада­ния температуры воздуха внутри салона автомобиля. Температура может зада­ваться от +150С до +300С. Кроме этого,  на лицевой панели расположены кнопка 2 и кнопка 3. Кнопка 2 предназначена для включения и выключения отопителя на «Обогрев», а кнопка 3 для включения и выключения отопителя в качестве венти­лятора. Интенсивность вентилирования задается поворотом ручки 1.

На лицевой панели также выведены светодиоды 4  

К пульту управления подключается датчик температуры воздуха в салоне автомобиля. 

         Блок управления смонтирован в корпусе и находится под кожухом нагревателя и к нему подключены элементы системы управления:

-   пульт управления;

-   топливный насос;

-   электродвигатель нагнетателя воздуха;

-   свеча накаливания;

-   индикатор пламени;

-   датчик перегрева теплообменника (термовыключатель)

Блок управления подключается к источнику питания (АКБ)    

Включение отопителя производится с пульта управления нажатием кнопки «Обогрев» или нажатием кнопки «Вентиляция»,  при этом загорается соответст­вующий светодиод.          

С момента нажатия кнопки блок управления диагностирует все элементы системы управления и их электроцепи. При исправном состоянии всех элементов блок управления начинает работу отопителя по заданной  программе, начинается процесс розжига.

Блок управления плавно повышает напряжение на свече накаливания, про­исходит разогрев пористой структуры в камере сгорания, затем по программе по­дается топливо и воздух, начинается процесс горения, который контролируется блоком управления через индикатор пламени. При достижении стабильного горе­ния и достаточного сигнала от индикатора пламени, блок управления отключает свечу накаливания и в дальнейшем процесс горения поддерживается за счет не­прерывной подачи топлива и воздуха в камеру сгорания.

Если по каким-либо причинам не произошел запуск отопителя, то процесс за­пуска отопителя автоматически повторяется. После 2-х неудачных попыток за­пуска происходит автоматическое выключение отопителя. На пульте управления загорается красный светодиод в виде повторяющихся миганий через паузу и зву­ковой сигнал, которые показывают, что две попытки запуска исчерпаны

 «код №2». Блок управления в это время осуществляет продувку в течение не менее 5 минут.

Такая продувка осуществляется  при возникновении любой неисправности отопи­теля.

ВНИМАНИЕ! Код №2, а также другие коды неисправности могут сниматься нажатием и удержанием кнопки обогрев в течение 7÷10 сек.

После снятия «кода №2» можно повторить включение отопителя.

Программой запуска предусмотрено всего три включения отопителя следующие друг за другом, т.е. 6 попыток запуска, после этого блок управления блокируется и дальнейшие запуски невозможны.

Многократное включение отопителя можно производить только для заполнения топливной системы см. стр. 16, раздел 6, в других случаях необходимо устранить причину неисправности см. стр. 18.

          После запуска отопителя блок управления поддерживает горение в камере сгорания на максимальном режиме и сравнивает температуру, заданную потен­циометром на пульте управления (которая устанавливается водителем, в пределах от +150С до +300С) с фактической температурой воздуха в салоне, которая измеря­ется датчиком, установленным в кабине (или помещении АТС) 

При этом возможны два варианта:

а) температура в кабине ниже, чем задана на пульте управления,  в этом случае отопитель продолжает работать на максимальном режиме, а блок управления сле­дит за изменением температуры воздуха в кабине

б) температура воздуха в кабине выше, чем задано на пульте управления, в этом случае блок управления переводит горение в камере сгорания на средний режим и дальше следит за температурой воздуха в кабине автомобиля.

По такой программе  блок управления, изменяя режим горения, поддержи­вает температуру воздуха в кабине близкой к заданной на пульте управления. В случае, когда на малом режиме горения температура воздуха становится выше за­данной на пульте управления, блок управления выключает горение в камере сго­рания и осуществляет вентиляцию. При этом постоянно измеряется температура воздуха в кабине, и при снижении этой температуры примерно на 20С ниже задан­ной на пульте, блок управления начинает запуск отопителя по заданной про­грамме описанной выше.

          При этом во время работы отопителя на режиме «Обогрев» можно в любой момент отключить его нажатием кнопки «Обогрев» или установить на пульте дру­гую температуру.

5 Требования к монтажу элементов и узлов отопителя

5.1 Монтаж нагревателя

Монтаж нагревателя производится с учетом допустимых рабочих положе­ний в соответствии с рис.4. При этом нужно иметь ввиду что жгут из нагревателя можно вывести в удобную сторону для его монтажа и крепления пластиковыми хомутами.

Входное отверстие нагревателя должно располагаться таким образом, чтобы исключить подсасывание выхлопных газов автомобиля и отопителя через неплот­ности кабины или АТС.                                                                                  

Расстояние от стенки или каких-либо элементов кабины должно быть

не менее 50 мм, а выходное отверстие должно быть направлено в свободное про­странство для обеспечения свободной циркуляции воздуха внутри кабины. При монтаже нагревателя необходимо учитывать возможность открывания верхнего корпуса отопителя и доступа к блоку управления и датчику перегрева и их сер­висного обслуживания. При эксплуатации отопителя необходимо исключить по­падание посторонних предметов во входное и выходное отверстие.   

5.2 Монтаж воздухозаборной трубы и глушителя 

         Запрещается делать забор воздуха, для подачи в камеру сгорания, из ка­бины или помещения АТС.

         Воздухозаборную трубу монтируют таким образом, чтобы исключить попада­ние снега и набегающего потока воздуха.  Крепление воздухозаборной трубы производят с помощью червячных хомутов и кронштейнов. Количество крепежных точек для каждой трубы определяется при монтаже.

5.3 Монтаж выхлопной трубы и искрогасителя 

         При соединении выхлопной трубы к отводу, на выхлопной трубе, для наилучшего уплотнения, необходимо делать продольный пропил (при­мерно 10 мм), не выходящий за пределы отвода.

         Труба закрепляется на отводе специальным силовым хомутом. При необходимости выхлопная труба изгибается по месту и закрепляется с помощью кронштейнов и хомутов.

         При монтаже выхлопной трубы необходимо учитывать ее  высокую темпера­туру при эксплуатации, выхлопные газы должны отводиться за пределы автомобиля, исключая их подсос в кабину и воздухозаборную трубу нагревателя.

         Кроме этого, выходное отверстие выхлопной трубы не должно быть направ­лено в сторону набегающего потока воздуха, а также исключить засорение снегом.  

5.4 Монтаж топливной системы отопителя

         При монтаже топливной системы необходимо придерживаться следующих рекомендаций, которые являются предпочтительными: 

-  топливный насос должен располагаться  ближе к топливному баку;

- ось топливного насоса при монтаже предпочтительней устанавливать ближе к вертикали. 

- топливную трубку нагревателя предпочтительней располагать выше максималь­ного уровня топлива в топливном баке; 

 - предпочтительней применять для соединения топливного бака и отопителя  топливопроводы  с внутренним диаметром около 2 мм, так как в этом случае тре­буется короткий промежуток времени для заполнения топливом внутреннего объ­ема топливопровода работающим топливным насосом. 

При монтаже топливной системы не допустимы изгибы с малыми радиусами муфт и трубопроводов, так как  происходит зажатие (перелом) проходного сече­ния.

Схемы относительного расположения топливного бака.  

 ВНИМАНИЕ: Топливопровод и топливный насос следует защищать от на­грева, не устанавливать их рядом с выхлопной трубой и на двигатель  

5.5 Монтаж пульта управления

         Пульт управления устанавливается в кабине или салоне автомобиля на при­борной панели, на место, предусмотренное заводом-изготовителем автомобиля, либо это место определяется специализированными организациями, производя­щими монтаж отопителя.

5.6 Монтаж Датчика температуры

Кабель, соединяющий чувствительный элемент датчика температуры с пультом управления, прокладывается внутри кабины до места, где необходимо замерять и поддерживать температуру воздуха. Чувствительный элемент не должен касаться стенок или потолка. Расстояние от стенки или потолка должно быть 30 ÷50 мм. Крепление жгута производить самоклеющимися площадками и пластиковыми хомутами.

5.7 Монтаж электрической системы отопителя

         Монтаж жгутов проводов отопителя производить согласно электрической схемы отопителя смотри рис.10. При монтаже жгутов исключить возможность их нагрева, де­формации и перемещения во время эксплуатации автомобиля.

Крепление жгутов производить пластиковыми хомутами к элементам автомобиля.

ВНИМАНИЕ: Монтаж вести при демонтированном предохранителе 

6 Проверка отопителя после монтажа 

6.1 При монтаже обеспечить:

- герметичность топливной системы и затяжку хомутов;

- надежность соединения электрических разъемов.

6.2 Установить предохранитель, на пульте управления кнопки «Обогрев» и «Вентиляция» подсветятся. 

6.3 На пульте управления потенциометр для задания температуры повернуть по часовой стрелке до упора.

ВНИМАНИЕ!  

1 При первом запуске отопителя необходимо заполнить топ­ливную систему топливом до входного штуцера нагревателя. Если подкачи­вающего устройства нет, то необходимо запуск отопителя повторить не­сколько раз до заполнения топливной системы. 

2 Необходимо помнить, что при каждом включении отопи­теля  на «Обогрев»  и не запуске при первой попытке, блок управления авто­матически включает отопитель на повторную попытку запуска, с последую­щей продувкой в течение 5 минут.

6.4 После выхода камеры сгорания нагревателя на максимальный режим (около 5 минут после включения), необходимо потенциометр для задания темпе­ратуры в

кабине, плавно повернуть по часовой стрелке и установить необхо­димую температуру, дальнейшая работа отопителя описана в разделе 4 настоя­щего руководства.

7 Рекомендации  

7.1  ВНИМАНИЕ!  Для того чтобы не допустить поломки «Защелок»  на верхнем корпусе отопителя, при его снятии, необходимо отжать по одной за­щелке со стороны входа воздуха, а затем с другой стороны.

При установке верхнего корпуса (сборки с нижним корпусом) необхо­димо равномерно всеми четырьмя защелками надвинуть его на нижний кор­пус до смыкания.

7.2 Для обеспечения длительной работоспособности отопителя рекоменду­ется один раз в месяц в течение всего года (в том числе и в теплый период года) кратковременно включать отопитель примерно на 5 минут. Таким образом, можно исключить залипание подвижных частей топливного насоса (которое может воз­никнуть от некачественного топлива).

7.3 Надежная работа отопителя зависит от применяемого топлива в зависи­мости от температуры окружающей среды. Рекомендуемые виды топлива приве­дены в таблице 2.

Температура окружаю­щей среды, 0С

Вид топлива или смеси

До 0

Топливо дизельное Л-0,2-40 или Л-02-62 ГОСТ 305-82

От 0 до минус 5

Топливо дизельное З-0,2 минус 45 ГОСТ 305-82

От минус 5

до минус 20

Смесь дизельного топлива З-0,2 минус 45 ГОСТ 305-82 (70%)

с керосином КО-25 или КО-20 ТУ 38.401-58-10-90 (30%)

Ниже

минус 20

Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82 или смесь дизельного топлива З-0,2 минус 45 ГОСТ 305-82(50%)

с бензином ГОСТ 2084-77 (50%)

        7.4 При несвоевременном переходе на зимнее топливо может не произойти запуск отопителя или отключение его во время работы.

Причиной таких отказов является засорение топливного насоса и возможно топливопроводов парафином, который образуется в дизельном топливе не соот­ветствующем возникшей минусовой температуре окружающей среды.

Для устранения возникшей неисправности необходимо:

- заменить топливо в топливном баке в соответствии с рекомендациями, указан­ными в таблице 2;

- отсоединить топливопровод от нагревателя и конец его опустить в прозрачную емкость (баночку);

- включить отопитель на «Обогрев» и попытаться прокачать топливную систему. При положительных результатах, вновь подсоединить топливопровод к нагрева­телю и запустить отопитель; 

- в случае если топливную систему прокачать не удается, необходимо ее демон­тировать и поместить в теплое помещение и выдержать (прогреть), а затем прока­чать замененным топливом. Смонтировать топливную систему на автомобиль и запустить отопитель.  

8 Возможные неисправности, их причины и методы их устранения 

8.1 Некоторые неисправности, которые могут быть устранены собственными силами:

- на пульте управления не подсвечиваются кнопки «Обогрев» и «Вентиляция»;

Для определения причин необходимо проверить (заменить) предохранитель, про­верить цепь питания и разъемы жгутов, соединяющих пульт и нагреватель.

-  отопитель не запускается;

При этой неисправности горит код №2 «Две попытки запуска исчерпаны». Проверить на­личие топлива в топливном баке и работу топливного насоса.

8.2 Все возможные неисправности которые могут возникнуть при работе ото­пителя выводятся в виде кодов неисправностей на пульт управления. Каждый код неисправности на пульт управления выводится в виде повторяющихся мига­ний и пауз светодиода (красного) и сопровождается звуковым сигналом.

Внимание: Звуковой сигнал в это время может отключаться, нажатием и удержанием кнопки «Обогрев» в течение 3÷5 сек. Если код неисправности не был снят, то его индикация продолжается в течении 10 минут, после чего код неисправности снимается автоматически.

Расшифровка количества миганий при неисправности отопителя (коды неисправ­ности) показаны в таблице 3.    

Кол-во миганий  до паузы

Неисправность

Рекомендации по устранению неисправностей

1

Напряжение на АКБ не в норме

Проверить напряжение на разъеме. Напряжение должно быть от 20÷30 В. При напряжении менее 20 В, зарядить АКБ или заменить, если более 30 В проверить регулятор напряжения

2

Использованы две попытки запуска

Проверить наличие топлива в топливном баке, отсоединить топливопровод от нагревателя и проверить подачу топлива, при отсутствии топлива проверить работу топливного на­соса, при необходимости заменить. Проверить воздухоза­борную и выхлопную трубу на засорение

3

Прерывание пла­мени в камере сго­рания

Проверить количество подаваемого топлива. Проверить воздухозаборную и выхлопную трубу на засорение. Если отопитель запускается и отключается, то проверить индика­тор пламени  и при необходимости заменить

4

Использованы 6 попыток запуска, блок управления заблокирован

Блокировка снимается в автосервисе или отключением жгута питания. Причины неисправности см. код №2

5

Неисправность топ­ливного насоса

Проверить жгут топливного насоса на обрыв и короткое за­мыкание, не отсоединяя его от насоса. Сопротивление ме­жду выводами

должно быть ~ 20 Ом

6

Неисправность дат­чика перегрева теп­лообменника (тер­мовыключа­теля)

Проверить цепь датчика перегрева. В холодном состоянии цепь датчика короткозамкнута. Если отопитель отключается  во время работы проверить вход и выход воздуха в отопитель на попадание посторонних предметов

7

Неисправность цепи электродви­гателя

Проверить цепь электродвигателя, при необходимости заме­нить нагнетатель воздуха

8

Неисправность свечи накалива­ния

Проверить цепь свечи.

Сопротивление должно быть ~ 2 Ом

9

Отсутствие связи с пультом управ­ления

Проверить разъем соединяющий пульт управления с блоком управления  (с нагревателем)

10

Неисправность цепи датчика температуры ок­ружающей среды

Проверить разъем соединяющий пульт и датчик температуры окружающей среды, проверить жгут на обрыв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

                      Комплект поставки 

Перечень  деталей и узлов  отопителя смотри в таблице 4.                 

№п/п

(поз)

Наименование

Количество в ком­плекте, шт.

1

Нагреватель

1

2

Пульт управления

1

3

Датчик температуры окружающей среды

1

4

Жгут пульта управления

1

5

Жгут питания

1

6

Жгут топливного насоса

1

7

Бак топливный

1

8

Труба выхлопная

1

9

Труба воздухозаборная

1

10

Кронштейн

7 (8)

11

Топливопровод (трубка полиамидная L=6000 мм)

1

12

Чехол

1

13

Муфта  (L=50÷70 мм)

4

14

Болт М6х16

7(8)

15

Гайка М6

7(8)

16

Шайба Ø 6 пружинная

7(8)

17

Топливный насос

1

18

Хомут мини 12

8

19

Хомут TORRO 40х60/9 С7 W1

1(2)

20

Хомут TORRO 25х40/9 С7 W1

7

21

Гибкая стяжка 200х4.5

15

22

Хомут силовой 23-25

1

23

Хомут силовой 25-27

1

24

Хомут силовой 31-34

1(2)

25

Площадка самоклеющаяся

4

26

Глушитель

1

27

Искрогаситель*

1

28

Крышка топливного бака

1

29

Вставка (крепления топливного бака)

3

30

Болт М8х75

3

31

Гайка М8

3

32

Шайба М8

6

33

Шайба пружинная М8

3

     Гарантийные обязательства  

11.1 Гарантийный срок эксплуатации отопителя 1000 часов. Время работы отопителя, количество запусков, возникавшие неисправности, автоматически за­писываются блоком управления отопителя. Потребитель, сервисная служба, не имеющая возможность расшифровки записи блока управления, исчисляет гаран­тийный срок от даты продажи (установки) отопителя, который равен 18 месяцев, при условии, что автотранспортное средство за это время наработало не более 50 000 км пробега.

11.2 При отсутствии штампа организации, с указанием даты продажи, гаран­тийный срок исчисляется с даты изготовления отопителя.

11.3 В течение гарантийного срока неисправности возникающие по вине изго­товителя устраняются персоналом уполномоченных автосервисных организа­ций за счет изготовителя.

11.4 Изготовитель не принимает претензии на комплектность  и механиче­ские повреждения отопителя после его продажи.

11.5 Гарантия не распространяется на дефекты отопителя, возникшие в резуль­тате:

- форс-мажорных обстоятельств – удара молнии, пожара, затопления, наводне­ния, недопустимых колебаний напряжения в сети АТС, ДТП;

- несоблюдения правил монтажа, эксплуатации, хранения, транспортировки, пре­дусмотренные  настоящим  руководством по эксплуатации;

- монтажа, ремонта или наладки отопителя, лицами и организациями неуполно­моченными изготовителем на производство этих работ;

- использование отопителя не по назначению.

 

<< < Март 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

066-391-90-86

ukragroklimat@gmail.com